О компании
Новости
Аналитика
Цены
Услуги
Конференции
Оборудование
Справочник
Форум
Торговая площадка
ЖД Тарифы
Ломокалькулятор
Рынок труда
Контакты
Реклама на сайте
 
  Авторизация
 
Логин:
(e-mail)
 
Пароль:  
запомнить
Регистрация  
 
 
  Контакты
   
  +7(495) 642-84-80
+7(8634) 646-500

Icq   248041884
Skype
Ruslom


Instagram
Ruslom.ru


info@ruslom.ru
moscow@ruslom.ru
 
  О проекте
   
Ruslom.ru был основан в 2005 году как проект, организованный Steelway limited сompany с целью представить участникам рынка лома черных металлов видение этого рынка в цифрах и фактах.
Подробнее ...
 
 
 
   
 

Анализ последствий введения пошлин на лом черных металлов

Версия для печати

На выездном совещании в г. Нижний Новгород, посвященному проблемам развития металлургической промышленности, премьеру предложено одобрить инициативу Минпромторга о продлении с 2015 до 2020 года стратегии развития металлургической промышленности, а также в десять раз повысить ставки вывозных пошлин на лом черных металлов.

По словам замглавы Минпромторга Андрея Дементьева "По нашим оценкам, это (пошлина) будет порядка 110-120 евро", при этом, отметив, что данное предложение пока находится в стадии обсуждения, и, не уточнив сроков принятия по нему решения.

За последние три года рынок лома черных металлов испытал большее количество потрясений в законодательной сфере, нежели за последнее десятилетие. Не в последнюю очередь это связано с существенным ростом цен на лом черных металлов – за последние три года наблюдается рост цен более чем в 2,5 - 3 раза. Столь бурный рост рынка привел к тому, что лоббисты металлургической и ломоперерабатывающей отрасли озаботились законодательными инициативами, направленными на увеличение прибыли от столь стремительного роста рынка.

Рассмотрим интересы основных групп влияния: металлургов и ломопереработчиков. Для понимания интересов металлургов обратимся к годовым отчетам металлургических компаний.

Таблица 1. Структура затрат завода им. Серова

Из приведенной таблицы мы видим, что затраты на сырье и материалы занимают существенную долю в себестоимости готовой продукции, и эта доля за пять последних лет выросла с 39,5 до 46,9%. К сожалению, в отчете по заводу им. Серова металлолом в разделе «сырье и материалы» не выделен отдельно, поэтому придется обратиться к отчету ОАО «Северсталь», где достаточно подробно раскрыта структура затрат на сырье

Из приведенного отчета видно, что доля металлолома в себестоимости стали при структуре производства аналогично ОАО «Северсталь» составляет порядка 16%. Иная картина у электросталеплавильных предприятий, закупающих лом у независимых поставщиков и не имеющих альтернативных источников сырья – согласно годовому отчету ОАО «Амурметалл» основными статьями затрат предприятия являются расходы на материалы (62%) (в том числе металлолом (49%)) и энергозатраты (11%).

Иными словами, зависимость российских металлургов от лома черных металлов по структуре себестоимости готовой продукции можно оценить от 16% до 49%. Если обратиться к прогнозам касательно развития ситуации, то ничего положительного металлурги не ждут: согласно отчету ОАО «Северсталь» «В 2008 году прогнозируемая потребность в металлоломе российских предприятий вырастет по сравнению с 2007 годом на 20%, что может привести к дальнейшему усилению конкуренции на внутреннем рынке, росту цен и дальнейшему уменьшению объемов экспорта».

Прогноз сбывается почти по всем пунктам, включая и усиление конкуренции, и рост цен, но только экспорт упорно не желает падать. В Таблице 2 приведена статистика поставок лома в направлении портов и погранпереходов (исключая автотранспорт), рост объемов поставки составил не менее 50% за 2 кв. 2008 г.

Таблица 2. Поставки лома черных металлов в порты в 1-2 кв. 2008 г., тыс. тонн

Надо понимать, что в летнее время с началом навигации происходит естественный рост грузоперевозок, но увеличение объемов отгрузки более чем на 50% более чем существенно затрагивает интересы российских металлургов.

В рамках докладов на конференциях Втормет-2007 и Ruslom-2008 была представлена модель работы электрометаллургического предприятия на внешнем рынке и сравнение его с аналогичным турецким. В рамках этой модели было показано, что конкурентоспособность российских электрометаллургических предприятий на экспортных рынках можно поддерживать при разнице закупочных цен на лом черных металлов между российскими и турецкими предприятиями на 80 – 100 долл. США при сохранении прочих расходов на уровне середины 2007 г.

Уже сейчас ясно, что расходы на топливо и энергию, железнодорожные перевозки имеют тенденцию к росту, и имеющегося в настоящее время разрыва в ценах на лом примерно в 100 долл. США недостаточно для поддержания конкурентоспособности. Наши расчеты косвенно подтверждаются заявленным уровнем пошлины в 110 – 120 евро – примерно такой разрыв в ценах может поддержать конкурентоспособность электрометаллургических предприятий с учетом реальной инфляции 2008 г.

Обратимся к другой стороне – ломопереработчикам. Не секрет, что в 90-е годы ломопереработчики выжили только благодаря экспорту – находящиеся в процессе передела собственности комбинаты в массе своей крайне неаккуратно платили за лом. В начале 2000-х наиболее последовательным сторонником беспошлинной торговли ломом была Промышленная Группа МАИР.

В настоящее время руководитель ПГ МАИР считает, что даже пошлина в 250 евро за 1 т не ударит по переработке лома: тогда цена на внутреннем рынке упадет с 13 500 до 8000 руб. за 1 т, экспорт сократится вчетверо и металлурги сэкономят $5 млрд.

С чем же связана такая смена позиции?

Дело в том, что увеличение пошлины на 100 – 120 евро, особенно если сделать ее не адвалорной (в % от цены), а специфической (в евро за тонну) не сыграет большой роли при условии дальнейшего роста цен на сырье – при стоимости арматуры на FOB Turkey на уровне 1300 – 1400 долл. США для турецких металлургов вполне реально заплатить за лом 800 – 850 долл. с учетом пошлины в 120 евро (примерно 180 долл.), и это примерно соответствует сегодняшней контрактной цене 620 – 670 долл. без учета возврата НДС.

В случае же, если повысить пошлину до запретительного по сути уровня 250 евро, то существенно возрастет рентабельность операции переплава лома в слиток и заготовку для дальнейшего экспорта. Не прикладывая особых усилий и немалых инвестиций для роста качества сортового проката можно будет неплохо заработать на простейшей операции переплава лома в слиток. Иными словами, при увеличении пошлины до 250 долл. нас может ждать резкий рост количества мини-заводов с одной печью. Например, для поставщика, работающего примерно с 3000 тонн металлолома в месяц, покупка печи производительностью 6 – 10 тонн в час позволит переплавлять весь свой лом в слиток и отправлять его на экспорт – навряд ли отечественные заводы согласятся за этот слиток переплачивать. Увеличится и рентабельность литейного производства – продавая простейшие литые детали по демпинговым ценам за рубеж, литейщики могут иметь очень даже неплохую рентабельность, тогда как сейчас эта операция из-за небольшого разрыва внутренних и внешних цен на лом не является особо прибыльной.

Так что в интересах развития крупных металлургических предприятий был бы сравнительно небольшой рост пошлины, позволивший бы им поддержать существующий уровень конкурентоспособности, тогда как в интересах небольших производителей стали и литья был бы важен существенный рост пошлины – и именно эту позицию озвучивает руководитель ПГ МАИР.

Теперь о наболевшем – ситуацией с ценами на земле. Здесь есть два рынка с существенной теневой составляющей – частные сборщики лома (как правило, это мигранты, бездомные и малоимущие граждане) и промышленные предприятия, у которых образуется амортизационный лом. Для частных сборщиков лома поиск лежалого железа не является самоцелью – если рентабельность поиска бесхозного лома упадет, то есть смысл переключиться на альтернативные формы заработка на жизнь, приемлемые для данного социального слоя. Не все просто и с промышленными предприятиями. Для участников рынка лома не секрет, что для менеджмента среднего звена многих ломообразующих предприятий вывоз лома даже при проведении тендера является существенной частью теневых доходов. Иными словами, многократное (в разы) снижение цен на земле приведет к потере существенной части лома от частных сборщиков, и наведет менеджмент ломообразующих предприятий на мысль придержать запас. Падение ломосбора в этом случае неизбежно.

При сравнительно небольшом снижении цен (до 1500 – 2500 руб.) может быть краткосрочное падение объемов, если этот процесс будет проходить в момент накопления зимнего запаса, то конкуренция между предприятиями за зимний запас не позволит упасть ценам «на земле» слишком сильно.

Теперь о санкциях Евросоюза. Когда была введена пошлина в 15% от стоимости лома, страны ЕС оказали максимальное давление на правительство России с целью недопущения строительства барьеров на вывоз сырья. Сейчас, в ситуации 2008 г., многие металлурги обзавелись активами в странах ЕС, стали хорошо представлять ситуацию изнутри Евросоюза и располагать своим лобби. По статистике, примерно 50% экспорта лома идет в Турцию, и всего лишь 23% идет в страны ЕС. Кроме того, ЕС и США являются нетто-экспортерами лома и поставщиками лома для Турции, Китая и Южной Кореи, так что уход российских поставщиков для части западных экспортеров лома может быть даже в какой-то степени выгодным. Совсем другое отношение ЕС к нержавеющему лому – по нашим оценкам не менее 25% импорта Финляндией этого вида сырья идет из России, но цены на нержавеющий лом существенно выше, чем на черный и пошлина в 120 евро определенно не будет преградой для экспорта. Отсюда вывод: отрицательная позиция ЕС не является определяющей в вопросе назначения пошлин.

Основные выводы.

При росте мировых цен на лом черных металлов до уровня в 800 – 900 долл. за тонну пошлина в размере 120 евро(180 долл.) не нанесет существенного ущерба экспорту в долгосрочной перспективе – возможно падение с 9,9 млн. тонн до уровня 7,5 - 8 млн. тонн при сохранении текущего уровня ломосбора и существующих цен «на земле», при падении цен «на земле» не более чем на 1500 – 2000 руб. возможно кратковременное снижение ломосбора с его последующей стабилизацией.

Увеличение пошлины до уровня 250 евро и выше может привести к краткосрочному снижению цен «на земле» до уровня 4000 - 5000 руб., что приведет к существенному падению ломосбора в краткосрочной перспективе и последующему росту цены для поднятия ломосбора до уровня удовлетворения потребностей отечественной металлургии. Также возможен существенный рост потребления лома мелкими производителями стали и литейных изделий для последующего экспорта простейших переделов готовой продукции.

По данным: Ruslom.ru

 
 
  О компании Новости Услуги Конференции Оборудование Форум Торговая площадка ЖД Тарифы Ломокалькулятор Реклама на сайте  
  © Copyright SteelWay Ltd. SteelWay, RusLom & RusTube word mark and logo are trademarks of SteelWay Ltd.
Сейчас на сайте: 66 человек(а). (основано на активности пользователей за последние 5 минут)
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 MyMetal
 
Документ без названия