ГОСТ-2787-75 и международная техническая стандартизация лома черных металлов

[20 марта 2006] @ Андрей Викторович Мирюков

Международный рынок торговли ломом черных металлов за последнее десятилетие показал значительный подъем и вырос в стоимостном выражении более чем в 4 раза, при этом физические объемы торговли выросли на 63,7%, то есть ежегодный рост объемов составил более 5%. Все большее вовлечение металлолома в оборот мирового торгового рынка объясняет и актуальность вопроса об единой стандартизации и унификации металлолома как важного сырьевого ресурса, поставляемого на внешние рынки. Традиционно такая стандартизация проводилась на национальном уровне и реже – на уровне межстрановом при значительной взаимозависимости локальных импортеров/экспортеров лома на региональном рынке, например, на рынке NAFTA. Также применялась стандартизация видов лома по типам происхождения, например, железнодорожный лом черных металлов стандартизирован Спецификацией 1973 года, принятой Ассоциацией американских железных дорог. Сегодня торговля металлоломом выходит далеко за рамки просто отраслей или узких локальных объединений государств, поэтому участниками рынка создаются координирующие органы для эффективного регулирования рынка, в том числе и по вопросам товарной стандартизации металлолома. Наиболее представительными и авторитетными организациями в этом смысле являются Institute of Scrap Recycling Industries (ISRI) и European Confederation of Iron and Steel Industries (EUROFER).

В России в настоящее время единым техническим стандартом, определяющим правила оборота лома черных металлов, является советский ГОСТ-2787-75, принятый более 30 лет назад. Необходимо отметить, что за это время черная металлургия значительно видоизменились – по способам выплавки стали все большую долю занимает выплавка в электродуговых печах, а мартеновское производство в мире практически закрыто (за исключением России и Украины), широкое распространение получила малая металлургия с практикой строительства мини-заводов, имеющих гибкую структуру производства для осуществления локальных заказов на металлопродукцию и соответственно, печи меньших размеров, наконец, значительное накопление металлофонда за последние десятилетия и в большей степени негабаритной и некондиционной его части, требующей значительной переработки.

На Украине с 2003 года действует национальный технический стандарт ДСТУ-4121-2002, во многом уже учитывающий особенности и международной стандартизации с одной стороны, и практику работы с советским ГОСТом, однако с большей его детализацией.

Ниже в таблице приведены основные технические требования к стальному лому – основные группы готового к использованию лома и лома для переработки – 3А, 5А, 8А, 12А, 14А.

Отметим некоторые основные отличия в работе с ломом черных металлов, предусмотренные международными техническими стандартами и ГОСТом 2787-75:

  • Международные требования более детализированы по видам лома с учетом реального ломообразования и состояния металлофонда на настоящее время, а также применения новых видов ломоперерабатывающей техники;
  • Некоторые “субъективные” параметры металлолома специально не оговариваются международными стандартами, например, засоренность или размеры отдельных видов лома, что позволяет более гибко обозначать условия конкретных поставок металлолома потребителю;
  • Отсутствие регламентации работы с негабаритными (неподготовленными напрямую для переплава) видами металлолома в международной практике дает возможность более гибкой работы с первичным ломозаготовителем;
  • Поставки, особенно судовых партий металлолома, по международным стандартам предусматривают долевое соотношение видов металлолома по контракту, например, HMS 1/2: 80%-20%, что в российской практике станет прямым нарушением ГОСТа.

При экспорте металлолома зарубежным потребителям Турции, Испании, Италии, Ю.Кореи российскими трейдерами заявляется так называемый «еврокусок», т.е. лом марки 3А с увеличенными до 1500*500*500 габаритами, принимаемый, соответственно, как HMS 1/2: 80%-20% с контрактными условиями засора 1%, что также приводит к необходимости организации ими закупочной политики, отличающейся от требований ГОСТа.

В целом же, следует признать, что ситуация на российском рынке в отсутствие назревшего обновления единого технического стандарта, конечно, “не стоит на месте” – металлургические комбинаты работают по согласованным с поставщиками Техническими Условиями, отвечающими реалиям настоящего уровня ломопереработки, однако наличие более десятка таких “своих правил” в России не может позитивно влиять на рынок вторичных черных металлов и ведет к привязке поставщика к конкретному потребителю, а значит значительно понижается конкурентоспособность рынка.