О компании
Новости
Аналитика
Цены
Услуги
Конференции
Оборудование
Справочник
Форум
Торговая площадка
ЖД Тарифы
Ломокалькулятор
Рынок труда
Контакты
Реклама на сайте
 
  Авторизация
 
Логин:
(e-mail)
 
Пароль:  
запомнить
Регистрация  
 
 
  Контакты
   
  +7(495) 642-84-80
+7(8634) 646-500

Icq   248041884
Skype
Ruslom


Instagram
Ruslom.ru


info@ruslom.ru
moscow@ruslom.ru
 
  О проекте
   
Ruslom.ru был основан в 2005 году как проект, организованный Steelway limited сompany с целью представить участникам рынка лома черных металлов видение этого рынка в цифрах и фактах.
Подробнее ...
 
 
 
   
 

Развитие российского рынка лома в 2006 г.

[19 декабря 2006] @ SteelWay Limited Company

Версия для печати

События, развернувшиеся на рынке черного лома в уходящем году подвигли нас написать краткий обзор по итогам уходящего года и предложить некоторое объяснение процессам, происходящим на рынке.

Одно из главных событий на рынке лома в этом году на наш взгляд – это сближение российских и мировых цен на лом черных металлов (Рис. 1).

Почему это произошло? На наш взгляд, причина может быть в появлении новых электрометаллургических проектов на Урале (Табл. 1) и как следствие, роста конкуренции за свободные объемы. На рынке стал актуальным вопрос – а хватит ли на всех лома?

Табл.1. Динамика роста потребления лома отечественными предприятиями (% к предыдущему году).
  2004 2005 2006
Северсталь 20% 19% 23%
ММК 0% 6% 59%
НЛМК -6% -16% 29%
Белорусский МЗ 12% -2% 21%
ЗСМК -6% 4% 46%
Уральская сталь 6% 28% -2%
Мечел 41% 10% -1%
ОЭМК -2% 29% -12%
Ревдинский ММЗ 3% 332% 90%
Амурметалл 66% 15% 22%
Ашинский МЗ 5% 8% 0%
НТМК 18% -15% -17%
Северский Трубный Завод -3% 0% -28%
Златоустовский МЗ 77% 19% -3%
Металлургический завод им. А.К.Серова -18% 7% 88%

Если посмотреть на статистику развития рынка за прошлые годы, то можно обратить внимание, что рост среднегодовой цены практически всегда приводил к росту объемов отгрузки лома (табл. 2,3):

Таблица 2. Изменение среднегодовой цены на лом черных металлов (3А)
Год Среднегодовая цена, руб. % изменения среднегодовой цены
2002 1652  
2003 2644 60%
2004 3663 39%
2005 3844 5%
2006 4584 19%

Табл.3. Рост объемов отгрузки лома 2003 – 2006 гг.
Год Отгрузка 9 мес. Отгрузка за год Прирост, %
2003 15 20,3  
2004 18,4 26,1 28,48%
2005 19,5 27,2 4,14%
2006 20,5 29,3 7,47%

Рост объемов отгрузки в первую очередь связан с появлением в отрасли новых игроков – динамично развивающихся трейдеров и ломопереработчиков, не боящихся инвестировать в регионы с потенциалом сбора лома и динамично реагирующие на изменение конъюнктуры рынка. Повышение цен способствовало инвестиционной привлекательности отрасли и привлекло в нее инвесторов из других отраслей, в том числе и из стремительно теряющей рентабельность металлоторговли. Сохранившиеся связи с металлургами плюс отличное понимание специфики работы с локальными источниками металлических отходов дало мощный импульс для развития многочисленных компаний малого и среднего бизнеса в регионах. Но главный толчок задали сами металлурги: даже НЛМК и Уральская сталь, присутствовавшие ранее на рынке только как покупатели лома, стали в этом году в срочном порядке наращивать свои трейдерские структуры и скупать площадки. Если цена обеспечивает прирост рынка, то с чем же связано беспокойство касательно дефицита лома?

Проблема связана не сколько с дефицитом лома как такового, а с возможным падением конкурентоспособности электросталеплавильных производств, а это несколько разные вещи: к примеру в Турции не менее 80% лома импортируется из-за границы и никто не испытывает по этому поводу беспокойства - на мировом рынке поток сырья идет к тем, кто дает наиболее достойную цену. Но способность турок платить такую цену связана во многом с эффективной сбытовой политикой, относительно дешевой рабочей силой и некоторыми преимуществами в логистике, что позволяет несколько переплачивать за необходимое сырье. У российских проектов такой возможности нет: рост цен на топливно-энергетические ресурсы и транспортные тарифы снижает вероятность массированного импорта лома. Возможность переплачивать за импортируемый лом отсутствует даже в Казахстане – цены китайских заводов направляют потоки казахского лома на юго-восток. Иными словами, ситуацию может спасти только массированное расширение предложения лома на внутреннем российском рынке. Имевшийся ранее ценовой разрыв примерно в 80 – 100 долл. США на российском и мировом рынке давал российским металлургам некоторую компенсацию их издержек по логистике, со сближением цен конкурентоспособность российского металла стала существенно падать: происходит медленное «выдавливание» металлургов даже с отдельных сегментов российского рынка, не говоря уже о зарубежных. Сообщения о закрытии производств и сокращении штатов на отдельных российских предприятиях стали грозным признаком возможного кризиса.

К каким же последствиям это может привести? Первое и главное предположение: отечественные производители не смогут хоть сколько-нибудь долго платить за лом на уровне зарубежных, им неизбежно придется работать над вариантами сохранения ценового разрыва и сохранения своих преимуществ. Таких вариантов может быть несколько:

  • установление экспортных пошлин (Россия, Украина)
  • установление контроля аффилированных с метзаводами игроков над физическими объемами собираемого лома (Белоруссия, Украина, отчасти Россия)
  • нетарифное управление объемами экспорта: ввод дифференцированных транспортных тарифов либо ввод требований по качеству, ограничивающих экспорт лома ниже определенного стандарта (Япония)
  • разрешение экспорта только при условии полного выполнения плана поставок внутренним потребителям (Украина, Белоруссия)

Пока в России используют в основном первые два способа: сохраняют всеми возможными методами существующие экспортные пошлины и за счет роста доли крупных игроков стараются повлиять на товарные потоки лома черных металлов неценовыми методами. Поскольку рост привлекательности отрасли для сторонних игроков зависит в основном от размера маржинальной прибыли ломопереработчиков, то изменение условий оплаты за счет отсутствия налога на добавленную стоимость у независимых и аффилированных поставщиков может привести к росту конкуренции на уровне цен приемки лома на площадках: аффилированные будут выигрывать за счет существенного снижения собственной маржи, или вернее за счет отнесения этой маржи на другие финансовые структуры и повышения закупочной цены для первичного ломосдатчика по сравнению с конкурентами в конкретно взятом локальном регионе. Но у этого явления есть и другая сторона: еще не все металлурги обзавелись аффилированными площадками в интересных для них регионах в достаточном количестве и применить такую схему пока выгодно лишь для ограниченного количества производителей, и то далеко не везде. В силу данной причины скорее всего пока не будет введено законодательного решения, а возможно появится некоторый переходный период, за который все участники рынка смогут выстроить свои системы и согласовать свои интересы, после чего продолжить работу на благо российского рынка лома. Именно поэтому сейчас наблюдается такое внимание меткомбинатов к собственным трейдерам – для них имеет смысл готовится к конкуренции за лом на уровне отдельных площадок в регионах. Остается пока поле деятельности и для независимых трейдеров: примерно 15 - 20% стали выпускают мелкие предприятия и отдельные цеха, не имеющие возможности построить крупную сеть собственных площадок и работающие как правило с отдельными локальными трейдерами. Кроме того, во всех регионах есть локальные источники лома, доступные пока только местным операторам. В целом уходящий год дал рынку немало поводов для оптимизма, и мы надеемся, что и в следующем году участники рынка справятся со всеми возникающими трудностями, в чем мы и будем вам по мере наших сил способствовать.

Удачи Вам в Новом Году, коллеги!

 
 
  О компании Новости Услуги Конференции Оборудование Форум Торговая площадка ЖД Тарифы Ломокалькулятор Реклама на сайте  
  © Copyright SteelWay Ltd. SteelWay, RusLom & RusTube word mark and logo are trademarks of SteelWay Ltd.
Сейчас на сайте: 74 человек(а). (основано на активности пользователей за последние 5 минут)
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 MyMetal
 
Документ без названия