О компании
Новости
Аналитика
Цены
Услуги
Конференции
Оборудование
Справочник
Форум
Торговая площадка
ЖД Тарифы
Ломокалькулятор
Рынок труда
Контакты
Реклама на сайте
 
  Авторизация
 
Логин:
(e-mail)
 
Пароль:  
запомнить
Регистрация  
 
 
  Контакты
   
  +7(495) 642-84-80
+7(8634) 646-500

Icq   248041884
Skype
Ruslom


Instagram
Ruslom.ru


info@ruslom.ru
moscow@ruslom.ru
 
  О проекте
   
Ruslom.ru был основан в 2005 году как проект, организованный Steelway limited сompany с целью представить участникам рынка лома черных металлов видение этого рынка в цифрах и фактах.
Подробнее ...
 
 
 
   
 

Российский рынок Стального лома

[10 октября 2006] @ Александр Шейко, эксперт "Держзовнишинформа"

Версия для печати

Эта статья отражает видение российского рынка лома нашими украинскими коллегами. Отдельные положения статьи являются мнением автора и могут не совпадать с позицией Ruslom.ru

Украинские трейдеры и потребители металлолома все чаще обращают свое внимание на российский рынок лома – единственный соседствующий рынок, обладающий высокими и качественными запасами этого сырья. Не исключено,что в ближайшей перспективе, благодаря именно российскому сырью отечественным металлургам удастся решить проблемы с обеспечением производства столь ценным сырьем, котором является металлолом. Однако этот рынок отличается определенной спецификой, присущей России.

Производство стали.
По данным IISI, Российская Федерация находится на четвертом месте в мировой классификации по объемам выпуска стали, уступая Китаю. Японии и США. Так, на протяжение 2005г. российскими металлургическими комбинатами было выпущено порядка 66,1 млн. т жидкой стали, за 5 месяцев 2006г. – 29,03 млн. т и по прогнозам за 2006г. ожидаемые объемы выпуска стали составят не менее 67,5 млн. тонн.

При этом структура российского производства стали по процессу выглядит следующим образом. Около 61,6% выплавляемой в стране стали производится кислородно-конвертерным способом, около 22,1% - мартеновским способом и только около 16,3% - в электродуговых печах.

Производство стали и чугуна в России, млн. т
  2000 2001 2002 2003 2004 2005 5 мес. 2006
Сталь 59,31 58,97 59,77 62,70 65,60 66,10 29,03
Чугун 44,53 44,93 46,25 48,31 50,40 48,40 21,60
По данным Госкомстат России

Оценка металлофонда, ломообразование и заготовка.
По информации ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П. Баумана» общероссийский металлофонд оценивается в 1,5 млрд. т черного металла, находящегося в составе основных фондов промышленности, транспорта, строительства, добывающей промышленности и других отраслей российской экономики. При этом в приведенном показателе не учитывается наличие потенциальных запасов военного металлолома, которые по различным оценкам составляют порядка 0,5-0,7 млрд. т.

Благодаря существующему металлофонду на российском рынке отмечается избыток ресурсов лома черных металлов, т.е. расчетно-возможное образование товарного металлолома для дальнейшего передела превышает объемы его нынешней заготовки. При этом, годовое ресурсообразование черного лома в связи с нарастающим процессом обновления основных фондов продолжает увеличиваться и в ближайшие годы может достигнуть 38-45 млн т в год против 28-30 млн. т в 2001-2004 гг.

Это подтверждается планами строительства в России новых мини-заводов и расширением сталеплавильного производства на базе уже существующих предприятий. В настоящее время в стадии осуществления находится 14 таких проектов, общей можностью 13-15 млн. т стали в год. Учитывая, что введение в эксплуатацию этих предприятий основано на электрометаллургическом способе выплавки стали, общероссийская потребность в металлоломе возрастет на 13-15 млн. т металлолома. Следовательно образовавшийся дефицит будет покрываться либо за счет увеличения заготовки сырья, либо за счет ограничения экспорта. Со счетов также не следует сбрасывать малые стале- и чугунолитейные предприятия, которые также в настоящее время демонстрируют в России стремительный рост производства.

Как отмечает РВМ, в последние годы примечательной чертой российского рынка металлолома является низкая доля заготовки амортизационного лома. Главная причина слабого использования амортизационного сырья – недостаточное обновление основных фондов предприятий. Это в свою очередь обусловлено рядом макроэкономических факторов – низкими инвестициями в ломообразовывающие отрасли промышленности, высокой долей консервации и дальнейшего использования устаревшего морально и физически оборудования.

По расчетным данным в стране заготавливается порядка 6,5-7,3 млн. т амортизационного лома промышленной сферы ежегодно при его образовании в 9-11,5 млн. т в год. Таким образом, из фактически выбытого металлического черного лома собирается всего 60-70% амортизационного сырья. Причина – недостаточная заинтересованность в заготовке амортизационного лома со стороны собственников, требующего значительных финансовых и материальных затрат на подготовку лома к переработке и глубокую переработку. Зачастую российским предприятиям выгоднее законсервировать оборудование, чем его разобрать и сдать в металлолом.

Остальное количество лома приходится на заготовку стального лома, образованного в строительстве и в машиностроительной сфере – автомобильный, судовой и другой транспортный лом, электротехнический лом, тара и упаковка и др., а также на бесхозный лом, где зачастую заготовка непредсказуема.

В целом, на протяжение 2005г. в России наблюдалась рекордная заготовка металлолома за последнее время – в стране было собрано около 31,6 млн. т. лома и отходов черных металлов. Это объясняется, главным образом, ростом ценовых котировок на это сырье, как на внутреннем, так и на экспортных рынках, благодаря чему потребители и экспортеры стали закупать лом по ценам, адекватным затратам, необходимым на его сбор и переработку. Несмотря на это коэффициент переработки сырья составил всего 85% (в Украине коэффициент переработки лома – 90%, в Европе – 98%).

В России для выплавки стали ежегодно потребляется около 15-17 млн. т привозного стального лома, при том что около 12-14 млн. т приходится на оборотный лом предприятий. При этом, наибольший удельный расход металлолома отмечен при выплавке стали в электропечах – 950-1060 кг/тонну стали. В кислородно-конвертерном производстве расход лома не превышает 28% от массы шихты и составляет 240-310 кг/тонну стали. Практически все комбинаты, имеющие собственные доменные производства, работают на жидкой завалке с расходом стального лома в переделах 450-500 кг/тонну стали.

Следует особо отметить, что образование оборотного лома на российских металлургических предприятиях стабильно сокращается. Это обусловлено расширением мощностей непрерывной разливки стали (МНЛЗ) и превалирующей долей стальных полуфабрикатов в российском экспорте черных металлов.

Российская ломозаготовительная отрасль имеет все предпосылки для увеличения сбора и переработки металлолома в ближайшей перспективе. Однако отсутствие четкой системы учета образования лома, действенного государственного регулирование его сбора и переработки, а также бесконтрольный ценовой диктат со стороны основных потребителей сырья – металлургических предприятий, значительно тормозят развитие этой подотрасли российской металлургии.

Практика показала, что определяющим фактором развития металлоломного бизнеса в России продолжает оставаться ценовой фактор. Именно от ценовых условий зависит дальнейшее развитие и функционирование российской ломозаготовительной отрасли.

Баланс российского рынка лома и отходов черных металлов
  2001 2002 2003 2004 2005 5 мес. 2006 2006 прогноз
Производство стали, млн. т 58,97 59,77 62,70 65,60 66,10 29,03 67,50
Расчетное потребление лома, млн. т 25,90 25,30 26,60 29,50 29,80 13,10 32,00
в т.ч. оборотного 12,20 12,30 12,40 14,70 12,90 3,55 12,50
в т.ч. привозного 12,76 13,00 14,20 15,30 17,30 9,55 19,50
Заготовка лома, млн. т 20,50 22,30 24,50 30,70 31,60 13,72 34,50
Экспорт, млн. т 6,43 5,94 7,06 13,4 12,3 3,17 11,0
Импорт, млн. т 0,14 0,12 0,41 0,16 0,12 0,052 0,15
По данным ГТК России, РВМ, ГИАЦ "Держзовнишинформ"

Внутренний рынок.
Ситуация на российском внутреннем рынке стального лома аналогична украинской и характерна для всех стран с переходной экономикой. Как оказалось, значительный металлофонд и рост объемов заготовки металлического вторичного сырья не способствовали налаживанию цивилизованных деловых отношений между заготовителями и потребителями этого сырья.

Причиной конфликтной ситуации между двумя сторонами остается прежде всего ценовой вопрос – заготовители, зачастую являясь и экспортерами, ориентируются на цены мирового рынка в то время как металлурги при формировании закупочной цены, исходят исключительно из своих интересов. Практика показывает, что российские металлургические комбинаты согласовывают между собой закупочные цены на лом. Кроме того, условия оплаты поставленного сырья осуществляются по остаточному принципу, зачастую пересматриваются уже после осуществления поставки.

Более того, закупочная цена не фиксируется и нередко бывает, что за уже поставленный металлолом предлагается более низкая цена, чем было договорено ранее. Поставщики лома ставятся в безвыходное положение, поскольку вагоны или баржи, загруженные ломом переадресовывать в другое место назначения убыточно. В отличие от развитых стран, о долгосрочных контрактах, предусматривающих предоплату вообще речь не идет. В таких условиях российским ломозаготовителям экономические целесообразно поставлять сырье зарубежным поставщикам (экспортировать) или трейдерам, аккумулирующим сырье в портах.

Достаточно много нареканий имеют российские металлургические предприятия на качество поставляемого сырья. Труднодоступный, однако качественный лом требует значительных финансовых вложений, которые возможно получить только от зарубежных потребителей. Российские предприятия пока не готовы конкурировать с ними. Поэтому на заводы поставляется зачастую не совсем качественное сырье, требующее дополнительной обработки.

В последнее время российские металлургические комбинаты пытаются обеспечивать производственные потребности в металлоломе собственными силами. Для этого на Магнитогорском МК, «Северстали», НЛМК и других комбинатах были созданы структурные подразделения по заготовке и переработке вторичных металлов. Однако, как показало время, это не позволило серьезно увеличить заготовку лома, хотя и несколько улучшило обеспечение заводов этим сырьем за счет оперирования «не кредитными» (беспроцентными) денежными средствами предприятий.

В целом на российском рынке лома в последнее время отмечаются тенденции укрупнения рынка – мелким и средним ломозаготовительным предприятиям все труднее и труднее конкурировать с крупными компаниями, имеющими свои филиалы практически во всех «ломовых» регионах страны. А поставлять металлолом на предприятия мелкому ломозаготовителю практически не возможно – комбинаты работают или через свои структурные подразделения или с хорошо зарекомендовавшими себя крупными компаниями, таким как МАИР (оценочно 20% рынка), Тулачермет (оценочно 15% рынка), «Альфа-Металл» (оценочно 8% рынка) и другими предприятиями, в основном региональными вторчерметам.

Следует также отметить тенденции направленные на улучшение качества заготавливаемого металлического лома. В среде крупных или средних ломозаготовительных предприятий уже плохим тоном считается отсутствие прессового или пакетировочного высокопроизводительного оборудования европейского производства. Поэтому в последнее время в России отмечается повышенный спрос на такое оборудование. Вместе с этим металлургические предприятия указывают на злоупотребления некоторых фирм, обладающих оборудованием с высокой степенью переработки лома – часто на заводы поставляются пакеты с недостаточной плотностью прессования, высокой степенью засоренности, или вообще набитые песком.

В настоящее время в России отмечается несколько неопределенная ценовая ситуация. Закупочные цены предприятий сопоставимы с ценами предлагаемыми экспортерами в портах. Но проблемы с оплатой поставок, а также географическая их удаленность и высокие железнодорожные тарифы, не особо привлекают потенциальных поставщиков. В тоже время, более гибкая маркетинговая политика экспортеров, позволяет закупать лом по более приемлемым по сравнению с заводами ценам и оперировать с различными по объему и качеству партиями товара.

Динамика ценовых котировок российского рынка четко показала, что внутренние цены (закупочные портовые и заводские) зависят от цен мирового рынка. При этом, если закупочные цены в портах находятся в прямой зависимости от цен, предлагаемых зарубежными покупателями, то реальные закупочные цены (цены с учетом доставки и засора) российских металлургических комбинатов зачастую запаздывают, что делает экспорт более привлекательным нежели обеспечение внутренних потребителей.

Следует указать на закономерное циклическое повышение закупочных заводских цен при некотором снижении портовых в конце каждого года. Это обусловлено необходимостью предприятий в создании зимних запасов металлолома. Обычно такие запасы делаются из расчета на 2-3 месяца вперед.

Средние уровни внутренних и экспортных цен российского рынка металлолома
  Июнь 2006 Июль 2006 Август 2006
Цены внутреннего рынка
Средние закупочные цены заводов, руб/т с НДС 5600-6500 5500-6300 5800-6700
Экспортные цены, $/MT, FOB
Порты Балтийского и Северного направлений 245-265 240-260 245-265
Порты Черного моря 260-270 255-265 245-255
Порты Азовского моря 257-262 250-260 240-250
Порты Дальнего Востока 260-275 260-280 265-285
Речные порты 250-260 245-255 240-250
По данным ГИАЦ «Держзовнишинформ»

Экспорт.
Российская Федерация, после США, является одним из крупнейших мировых экспортеров стального лома. Ежегодно из страны экспортируется порядка 10-12 млн. т лома и отходов черных металлов, а деятельность связанная с внешними поставками этого сырья, подогреваемая высокой внешней конъюнктурой, является достаточно прибыльным видом бизнеса. При этом, у российских металлургов постоянно присутствует намерение запретить или ограничить внешние отгрузки металлолома.

С этой целью, не без помощи металлургического лобби в Государственной Думе России, был принят закон, согласно которого была введена заградительная экспортная пошлина в размере 15%, но не менее 15 евро за одну тонну экспортируемого стального лома. Как показало время, эта мера дала временный эффект и пригодилась в критической ситуации, когда металлургические предприятия из-за плохих погодных условий недополучили металлолом. В настоящее время она выполняет скорее сдерживающую функцию, чем заградительную. При этом предпринимались неоднократные попытки пересмотреть экспортную пошлину в стонору ее повышения.

Кроме того, российский таможенный комитет определил и аккредитовал порты и железнодорожные пункты перехода российской границы, через которые можно экспортировать металлолом. Несмотря на это, в 2005 г. внешние отгрузки металлолома из России осуществляло около 420 предприятий различной формы собственности и около 30 индивидуальных предпринимателей.

Анализ качественной структуры российского экспорта лома показал, что в экспортных поставках продолжает преобладать кусковый лом без дополнительной переработки (по итогам 2005 г. экспорт этого вида сырья составлял 10,45 млн. т или 85%, за 5 месяцев 2006 г. – 2,6 млн. т или 83%). Такой металлолом в большинстве своем накапливается в портах или площадках и не требует дополнительных затрат на переработку, что полностью устраивает экспортеров.

Следует отметить рост экспортных поставок дробленного (измельченного) лома, который поставляется внешним потребителям крупными ломозаготовительными компаниями. Такой лом уже имеет добавленную стоимость, т.к. перерабатываеся с применением оборудования и в итоге имеет более высокие качественные показатели. В 2005 г. экспорт такого вида металлоломка из России составлял 547 тыс. т, за 5 месяцев 2006 г. – 100,1 тыс. т.

Достаточно невелика доля в российском экспорте пакетированного лома (в 2005 г. – 124 тыс. т, в январе-мае 2006 г. – 25,3 тыс. т). Зарубежные потребители не доверяют качеству пакетов и приобретают этот вид лома только у хорошо зарекомендовавших себя предприятий. Аналогичная ситуация отмечается с экспортом стружки, экспортные поставки которой ограничиваются рынками Молдовы и Белоруссии.

Стабильным, хотя и не достаточно высоким спросом на внешних рынках пользуется чугунный лом и шихтовые слитки из черных металлов. По итогам 2005 г. объемы экспорта этого вида металлизированного сырья, соответственно соствили 110,2 тыс. т и 7,8 тыс. т (на протяжение 5 месяцев 2996 г., соответственно, 15,8 тыс. т и 1,2 тыс. т).

Качественная структура российского экспорта стального лома, тыс. т
Вид лома 2001 2002 2003 2004 2005 5 мес. 2006
Чугунный лом 74,1 93,7 102,1 135,5 110,2 15,8
Легированный лом 238,6 223,4 239,9 383,8 366,4 123,3
Стружка 397,7 578,5 660,8 869,8 744,1 309,2
Дробленный лом 229,0 254,3 312,3 509,9 547,2 100,1
Пакетированный лом 138,5 46,2 96,7 106,6 124,2 25,9
Кусковый лом 5353,0 4742,1 5651,2 11418,2 10457,8 2600,1
Шихтовые слитки 6,3 1,9 0,89 6,4 7,8 1,2
ВСЕГО 6437,2 5939,9 7064 13430,3 12357,6 3175,5
По данным ГТК России

Географическая структура российского рынка лома уже на протяжение нескольких лет отличается определенной стабильностью. Крупнейшей страной-импортером российского металлома остается Турция (по итогам 2005 г. - 30,2% или 3,736 млн. т, по итогам 5 месяцев 2006 г. – 42,3% или 1,345 млн. т).

Достаточно высокие объемы экспорта лома и отходов черных металлов отмечены также в страны Европейского Союза – в 2005 г. на этот рынок было поставлено около 3,774 млн. т металлолома, что в структуре экспорта занимает 30,5%. (за 5 месяцев 2006 г. – 1,148 млн. т или 36%). Крунейшими европейскими покупателями российского сырья выступали Испания, Греция, Италия, Германия и Финляндия.

Необходимо отметить весомое российское присутствие в обеспечении металлоломом азиатских и дальневосточных металлургических заводов. Так, по итогам 2005 г. объемы поставок лома и отходов черных металлов в этот регион превысили 3,266 млн. т, что в структуре эспорта этого региона составило 26,4% (за январь-май 2006г. – 469,5тыс. т или 14,7%).. При этом, непосредственно в Южную Корею было направлено 1657,7 тыс. т металлолома, в Китай – 709,6 тыс. т, и Тайвань – 650.1 тыс. т. Оставшаяся доля металлолома, экспортируемого из России традиционно распределяется между странами СНГ (главным образом Молдовой) и прочими странам.

Следует особо отметить, что ежегодно около 1-1,4 млн. т стального металлолома, заготовленого в России поставляется в Беларусь (главный потребитель – Белорусский МЗ). Учитывая особые отношения между двумя странами поставляемый из России металлолом не подлежит таможенному оформлению и поставляется в Беларусь без уплаты экспортной пошлины, т.е. поставки фактически приравниваются к внутренним отгрузкам. Такая схема поставок позволяет некоторым «серым» российским компаниям уходить от уплаты таможенной пошлины, реэкспортируя российский металлолом из Беларуси.

Географическая структура российского экспорта стального лома за 2001-2006 гг.
Страна 2001 2002 2003 2004 2005 5 мес. 2006
Турция 1528 1652 1947 4259 3736,6 1345,1
Испания 367 716 849 1625 1352,3 560,2
Южная Корея 1558 1040 1062 1768 1657,7 229,5
Греция 237 321 410 731,5 670,9 76,11
Китай 998 374 495 602,1 709,6 124,03
Тайвань 35,7 184 354 1003 650,1 98,6
Другие страны 1713 1652 1947 3441,4 3579,8 741,96
ВСЕГО 6437 5939 7064 13430 12357 3175,5
По данным ГТК России

Заслуживает внимания структура экспортных отгрузок (направления поставок) лома и отходов черных металлов из России. Статистические данные показали, что около 90% экспортируемого лома поставляется на внешние рынки через морские и речные порты и только около 10% сырья экспортируется железнодорожным или автомобильным транспортом.

Наиболее высокие объемы перевалки и отгрузки российского металлолома отмечены в портах, относящихся к балтийскому направлению (главным образом, в портах Санкт Петербурга и Калининграда) – по итогам 2005 г. в этом направлении было экспортировано 3,58 млн. т металлолома, что составляет 33,7% в структуре общих отгрузок лома из портов России (за 5 месяцев 2006 г. – 1,121 млн. т или 39,2%).

Относительно небольшими экспортными отгрузками, по сравнению с другими, характеризуется северное направление (порты Мурманск, Архангельск, Кандалакша). Из этих портов за 2005 г. было поставлено на экспорт всего 461,6 тыс. т, за 5 месяцев 2006 г. – всего 124,8 тыс. т металлолома. Низкие показатели экспорта обусловлены тяжелыми погодными условиями, преобладающими в этих регионах, а также особым положением этих портов (в портах базируется российский северный флот).

Из портов относящихся к балтийскому и северному направлениях производятся отгрузки металлолома в Балтийские и Скандинавские страны, а также Испанию, Португалию и Францию.

Вторым по емкости отгрузок лома традиционно остаются страны Дальнего Востока (17-19% в структуре поставок из портов). Через порты дальневосточного направления (Владивостока, Петропавловск-Камчатский, Восточный и др) ежегодно экспортируется около 2-2,2 млн. т металлолома, предназначенного для отправки в Южную Корею, Китай и Тайвань.

Не достаточно развито азовское и черноморское направления экспортных поставок металлолома. Черноморские отгрузки из России осуществляются исключительно через порты Новороссийска, Туапсе и Геленжика – единственных грузовых портов в стране, способных переваливать и накапливать металлолом (ежегодные отгрузки из этих портов составляют 1-1,5 млн. т). Экспортные поставки металлолома из азовский портов также не высокие и ограничиваются экспортом из портов Азов, Ейск и Таганрог. Ежегодные отгрузки металлолома из азовских портов оцениваются в 0,8-1,2 млн. т. Лом и отходы черных металлов по этим направлениям поставляются главным образом в Турцию, Италию и Египет.

Слабая пропускная способность азовских и черноморских портов России компенсируется высокой долей в экспортных отгрузках лома через речные порты (доля речных портов составляет 23-27%), крупнейшими из которых являются Ростовский, Саратовский, Волгоградский, Тольятинский. Ежегодно через российские речные порты экспортируется около 2,4-2,5 млн. т. металлолома, предназначеного для турецких, египетских и европейских потребителей.

Посредством железнодорожного и автомобильного транспорта из России экспортируется порядка 10-15% металлолоиа. При этом, высокие поставки отмечаются в дальневосточном направлении, главным образом в Китай и Монголию (в 2005 г. – 544,5 тыс. т, за 5 месяцев 2006 г. – 75,4 тыс. т), в балтийском, главным образом в Финляндию, страны Прибалтики (в 2005 г. – 295,5 тыс. т, за 5 месяцев 2006 г. – 70,55 тыс. т) и в направлении стран СНГ, главным образом в Молдову (в 2005 г. – 468,3 тыс. т, за 5 месяцев 2006г. – 48,05 тыс. т). В страны Европы на протяжение 2005 г. было поставлено всего 18,2 тыс. т лома, за январь-май 2006 г. – 0,53 тыс. т).

Географическая структура российского экспорта стального лома за 2001-2006 гг.
  2004 2005 5 мес. 2006
Балтийское направление
(порты С.Петербкрг, Калининград, Выборг)
4112,4 3589,8 1121,06
Северное направление
(порты Мурманск, Архангельск, Кандалакша)
388,8 461,6 124,8
Азовское направление
(порты Азов, Ейск, Таганрог)
1269,4 833,2 175,4
Черноморское направление
(порты Новороссийск, Туапрсе и др)
1386,9 1193,2 308,23
Дальневосточное направление
(порты Владивосток, Находка, Восточный и др)
2181,8 2090,2 349,7
Поставки из речных портов
(порты Ростов, Самара, Волгоград и др)
2789,3 2488,5 777,35
Всего поставлено из портов 12128,6 10656,5 2856,5
Балтийское направление (DAF, в страны ЕС) 90,8 295,5 70,55
Европейское направление (FCA, DAF, в страны ЕС) 173,7 18,2 0,53
Поставки в страны СНГ (DAF, в Молдову и др.) 171,3 468,3 48,05
Дальневосточное направление (DAF, в Китай, Монголию) 475,8 544,5 75,4
Всего поставлено ж/д и автотранспортом 911,6 1326,5 194,5
По данным ГИАЦ "Держзовнишинформ"

Рейтинг российмких экспортеров металлолома за 2005 г.
Рейтинг Экспортер Регион Поставки Тыс.т
1 ЗАО "Вторчермет" г. Санкт-Петербург Страны ЕС 659,6
2 ООО "Интерлинк" г. Владивосток Юж.Корея, Тайвань 390,7
3 ЗАО "ВТОРМЕТ" Ростовская обл. Турция 357,4
4 ООО "Дальвторсырье" г.Хабаровск Юж.Корея, Тайвань 333,1
5 ООО "ПФК МАИРЦентр" г.Москва Страны ЕС и СНГ 316,0
6 ООО "Дальтранзитскрап" г.Хабаровск Юж.Корея, Китай 291,0
7 ООО "Новоросвтормет" г.Новороссийск Турция 289,6
8 ООО "НОВЕКС" г. Ростов-на-Дону Турция 246,6
9 ООО "МЕТЭКСПО" г.Новороссийск Турция 244,5
10 ООО "СТАРМЕТ" г. Владивосток Юж.Корея, Китай 237,2
около 450 экспортеров      
ВСЕГО       12357
По данным ГИАЦ "Держзовнишинформ"

Импорт.
Закупки российскими металлургами металлолома за рубежом не имеют стабильных тенденций и носят скорее случайный характер. Ежегодно в Россию поставлялось около 120-150 тыс. т. металлолома. Поставки традиционно осуществляются из приграничных государств – Казахстана и Беларуси.

Если в 2003г. отмечался пик ввоза в Россию стального лома (было импортировано около 410 тыс. т), что обусловлено беспрецедентным повышением закупочных цен российскими металлургическими комбинатами (тогда закупочные цены сравнялись с экспортными ценами), то в последующие года импорт был значительно ниже (в 2004 г. объемы импорта лома в Россию составляли 160 тыс. т, в 2005 г. – 120 тыс. т и за 5 месяцев 2006 г. – всего 5,2 тыс. т)

Следует отметить, что не смотря на соседствующее расположение, украинские ломозаготовительные предприятия никогда не поставляли металлолом в Россию. Учитывая, что соглашение о свободной торговле между двумя странами не предусматривает беспошлинную поставку украинского лома в Россию (как это до недавнего времени происходило при поставках лома в Молдову и Грузию) особого интереса у экспортеров российский рынок не представляет. Это подтвердили статистические данные ГТК России. Поэтому крайне неоднозначно звучат заявления российских СМИ об украинских поставках в Россию радиоактивного лома.

Общая характеристика рынка. Приведенные данные позволяют сделать следующий вывод о состоянии российского рынка лома и отходов черных металлов. Сформированный в настоящее время рынок характеризуется следующими особенностями:

- в стране наблюдаются напряженные отношения между заготовителями/экспортерами и металлургическими предприятиями. Вместо рыночных отношений, российские металлурги пытаются применить государственные рычаги давления на заготовителей этого сырья. Однако ломозаготовительная деятельность в России является в значительной степени посреднической и поэтому является слабо контролируемой.

- существующая в стране система утилизации ограничивает масштабы использования вторичных ресурсов. Центральную роль на рынке играют не предприятия, а операторы рынка и система незаконного сбора лома (до 30% общего оборота лома). Это делает российский рынок металлолома не привлекательным для крупных инвесторов.

- расчетные данные показывают перспективность российского рынка металлолома – из ежегодного количества образованного лома заготавливается только 75-80%. Металлолом, образованный в результате утилизации военной техники, вообще в стране не перерабатывается в полной мере, хотя запасы сырья огромные. Развитие мощностей и технологий по сбору металлолома в отдаленных районах страны позволит полностью обеспечить потребности комбинатов в этом сырье.

- в России планируется введение в эксплуатацию около 13 новых плавильных предприятий (мини-заводов). Это, в ближайшей перспективе, должно увеличить потребление лома в стране на 5-7 млн. т. Поэтому не исключены варианты ограничения экспорта лома.

- в последние годы вопросы качества заготавливаемого лома преобладают в производственной политике ведущих ломозаготовителей, что обуславливает высокий спрос на оборудование.

- экспорт металлолома является достаточно доходным и престижным видом хозяйственной деятельности в России - экспортные цены и условия оплаты со стороны зарубежных потребителей гораздо привлекательнее, чем условия, предлагаемые российскими металлургическими комбинатами.

- российский рынок металлолома постоянно находится под воздействием непредсказуемых факторов – например, действий государственных органов, обусловленных политической и экономической неопределенностью в стране, зарегулированностью данного сегмента рынка со стороны федеральных и местных властей.

- высокие транспортные затраты, в частности железнодорожные тарифы, делают не рентабельной заготовку 15-20% образовавшегося в стране металлолома.

- не устранены коррупционный характер процессов заготовки, переработки и экспорта металлолома в стране.

Некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие российский рынок лома.

- Постановление Правительства РФ от 12.05.1992 N 306 (ред. от 21.03.1996) О мерах по стабилизации работы металлургической промышленности Российской Федерации

- Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 N 304 О лицензированиии деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов

- УКАЗ Президента Российской федерации о дополнительных мерах по обесепечению функционирования важнейших отраслей экономики

- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О регулировании заготовки лома черных и цветных металлов

- ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 апреля 2000 года N 304 О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов

- Закон Краснодарского края "О деятельности по заготовке, переработке и реализации лома и отходов черных и цветных металлов на территории Краснодарского края"

- Постановление О регулировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов

- ЗАКОН Камчатской области "О порядке обращения с ломом цветных и черных металлов на территории Камчатской области"

- РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭРА от 7 февраля 2001 г. N 91-РМ "О лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов и заготовке, переработке и реализации лома черных металлов в городе Москве"

- ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ "Об утверждении перечня видов лома цветных и черных металлов, образующихся в быту и подлежащих приему от физических лиц"

- ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О регулировании заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов на территории Санкт-Петербурга и мерах по предотвращению ущерба городскому хозяйству Санкт-Петербурга от данного вида деятельности

- ПРАВИЛА осуществления деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов на территории Республики Карелия

- ПЕРЕЧЕНЬ видов лома цветных и черных металлов, образующегося в быту и подлежащего приему от физических лиц на территории Республики Карелия

 
 
  О компании Новости Услуги Конференции Оборудование Форум Торговая площадка ЖД Тарифы Ломокалькулятор Реклама на сайте  
  © Copyright SteelWay Ltd. SteelWay, RusLom & RusTube word mark and logo are trademarks of SteelWay Ltd.
Сейчас на сайте: 59 человек(а). (основано на активности пользователей за последние 5 минут)
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 MyMetal
 
Документ без названия